Даосизм, представляет собой древнюю систему философских и религиозных верований, практикуемых в основном на Дальнем Востоке. Верования, связанные с даосизмом, восходят к 16 веку до нашей эры, хотя общепризнано, что формальная традиция того, что сейчас считается религией и философией, называемой даосизмом, возникла в 5 веке до нашей эры. Основание даосизма в значительной степени приписывается учению философа Лао-цзы, за работой которого последовали другие известные философы и ученые. Даосизм приобрел более религиозный оттенок во 2 веке нашей эры и в какой-то момент стал официальной религией Китая. Сегодня все еще есть миллионы людей, в основном в Восточной Азии, которые утверждают, что следуют принципам даосизма.
История Даосизма
Даосизм восходит к 5 веку до нашей эры. Однако, по мнению некоторых экспертов, философия религии возникла еще во времена династии Шан (1558-1102 гг. до н.э.). Поэтому даосизм, начавший развиваться в V веке до н. э., считается возрождением более древней философской традиции. Действительно, даосизм зародился как форма философии, прежде чем он превратился в религию. Основателем даосизма считается человек по имени Лао-цзы, хотя ученые расходятся во мнениях относительно того, был ли он реальным человеком или просто мифом. Согласно традиции, Лао-цзы был автором первого даосского текста «Дао дэ цзин» («Книга пути»).
Другие философы продолжили учение Лао-цзы. Одним из них был Чжуан Чжоу, живший с 369 г. до н.э. по 286 г. до н.э. Он написал еще один текст по философии даосизма, Чжуанцзы, названный в его честь (дословно переводится как Мастер Чжуан). Чжуанцзы представляет собой сборник произведений Чжуан Чжоу и других писателей классического периода Китая (с 5 по 3 век до н.э.) . Другим важным даосским текстом является «Даоцзан» , который был написан во времена династии Тан (618–907 гг. н. э.) и династии Сун (960–1234 гг. н. э.), хотя он не был составлен до времен династии Мин (1368–1368 гг. н. э.). 1644 г. н.э.).
Даосизм превратился в религию во втором веке нашей эры. Однако только во времена династии Тан (618-907 гг. н.э.) эта религия получила известность в Китае. Танский император Сюаньцзун (годы правления 712-756 гг. н.э.) сделал даосизм официальной религией страны. Он даже постановил, что его подданные должны хранить даосские писания в своих домах. Однако по мере того, как династия Тан начала приходить в упадок, приходил в упадок и даосизм, теряя последователей в пользу конфуцианства и буддизма. Когда в 1949 году к власти в Китае пришла Коммунистическая партия, даосизм был запрещен. На самом деле, во время Культурной революции (1966-1976 гг.) многие даосские храмы были разрушены. Те, кто верил в даосизм, подлежали перевоспитанию, и всего за десять лет количество людей, исповедующих даосизм, сократилось на 99%. Однако в 1980-х годах некоторые даосские храмы были восстановлены. Сегодня в Китае насчитывается 25 000 даосских священников и монахинь и 1 500 храмов.
Верования Даосизма
Даосизм получил свое название от термина «дао», что означает «путь». Даосы верят, что Дао составляет все живое, хотя это также и то, чем нужно жить. Дао Дэ Цзин якобы учит, как следовать Дао и жить в мире с собой, другими и постоянно меняющимся миром. Даосизм проповедует непредубежденность и не только открытость к изменениям, но и принятие их. Таким образом, человек, который приспосабливается к изменениям в своей жизни, будет счастлив, а тот, кто сопротивляется изменениям, нет. Прежде всего, даосизм делает упор на жизнь в гармонии с природой. На самом деле даосская философия выросла из наблюдения за миром природы.
Как и другие восточные религии, даосизм поддерживает идею, представленную символом инь-ян, идею о том, что вселенная возникла в результате взаимодействия двух изначальных сил, известных как инь и ян. Даосизм учит, что в жизни должен быть соответствующий баланс инь и ян. По иронии судьбы, однако, даосы не верят, что добро и зло, жизнь и смерть связаны с принципом инь-ян. Причина в том, что, согласно учению даосизма, природа ничего не признает добром и злом, не признает разницы между жизнью и не-жизнью. На самом деле даосы не верят, что есть хорошие люди или плохие. Скорее, все люди по своей природе хороши, и нужно только показать, что они выбирают добродетель, а не порок.
Даосизм не слишком отличается от других восточных религий. Помимо веры в инь и ян, другие элементы даосизма напоминают учения других религий. Например, и даосы и конфуцианцы считают, что когда кто-то умирает, он не перестает существовать, а вместо этого живет где-то еще. Другими словами, в обеих религиях есть концепция загробной жизни, которая согласуется со многими, если не с большинством религий по всему миру. Однако есть заметные различия между даосизмом и другими восточными религиями. Например, в то время как в буддизме жизнь представляет собой страдание, в даосизме она обычно рассматривается как счастливое время. Кроме того, в то время как конфуцианство подчеркивает важность ритуалов и правил, даосизм не одобряет и то, и другое, поскольку они нарушают гармонию природы.
Даосизм сегодня
Сегодня нелегко установить, сколько в мире практикующих даосизм, потому что источники по-разному определяют как даосизм, так и приверженцев даосизма. Во всем мире может быть как 173 миллиона даосов, так и всего 12 миллионов. Например, некоторые этнические меньшинства в Китае, как известно, исповедуют даосизм в дополнение к другим религиям. Эти группы включают мулам, маонан, пуми и джин, базирующиеся в южном Китае. Тайвань занимает второе место по численности даосов за пределами материкового Китая. Фактически, до 44% населения де-факто островной страны могут быть даосами. Есть также большие даосские общины в Гонконге и Сингапуре. В Соединенных Штатах проживает самое большое даосское население за пределами Дальнего Востока — более 12 000 человек. Австралия также имеет значительную даосскую общину, насчитывающую около 4500 человек.