Культурный релятивизм — одна из важнейших концепций в области социологии, утверждающая и признающая связь между социальной структурой и повседневной жизнью человека. Это идея о том, что системы морали и этики, которые варьируются от одной культуры к другой равны, и что ни одна система не стоит выше другой.
Культурный релятивизм основан на том факте, что не существует определенного основного правила, определяющего, что хорошо, а что плохо. Таким образом, любое суждение о том, что верно, а что нет, зависит от правил, культуры и системы убеждений общества. Следовательно, любое мнение о морали или нравственности зависит от культурной точки зрения человека. В конечном счете, никакая конкретная этическая позиция не может считаться лучшей.
Происхождение концепции
Концепция культурного релятивизма в том виде, в каком она известна и используется сегодня, была разработана в качестве аналитического инструмента Францем Боасом, немецко-американским антропологом, в начале 20-го века. Эта идея была впоследствии популяризирована некоторыми из его учеников. Однако ни Боас, ни релятивист 21-го века Джеймс Рэй-Миллер не придумали термин «культурный релятивизм».
Этот термин впервые был записан Аленом Локком в 1924 году, который использовал его для описания культурного релятивизма Роберта Лоуи. Концепция культурного релятивизма была важной концепцией в противодействии этноцентризму, который часто омрачал исследования того времени. Этноцентризм часто проводился богатыми белыми западными мужчинами и был ориентирован на людей, принадлежащих к низшему экономическому классу и другим расам. Этноцентристы судят о культурах других людей, основываясь на своих собственных ценностях и убеждениях. С их точки зрения, они воспринимают другие культуры как странные и экзотические.
Культурный релятивизм создает понимание того, что в мире существует много культур и что каждая культура имеет свои собственные ценности, верования и обычаи, которые развивались с течением времени в определенном контексте, будь то исторический, политический или социальный, и что ни одна из культуры обязательно ошибочны или правильны. Современный мир широко принял концепцию культурного релятивизма, а такие слова, как толерантность и принятие, приобрели новый смысл. В социологии эта концепция используется для преодоления проблемы культурной предвзятости, от которой страдают исследования.
Это также сильно повлияло на социальные науки, такие как антропология. Она связана с моральным релятивизмом, но всегда отличается от него, концепцией, которая рассматривает мораль как относительную к заданному стандарту.
Примеры культурного релятивизма
Концепция культурного релятивизма охватывает широкую область человеческих взаимодействий, убеждений, ценностей и практик. Например, это объясняет, почему состав завтрака варьируется от места к месту. В большинстве африканских домов никогда не бывает завтрака без чашки чая, кофе или каши, тогда как в США типичный завтрак состоит из хлопьев, молока и бутербродов с яйцами и беконом.
В некоторых частях мира нагота считается по своей сути сексуальной вещью, и люди интерпретируют ее как сексуальный показатель. Однако в некоторых местах быть обнаженным на публике — это нормальная часть жизни. В этом случае нагота считается не сексуальным предложением, а подходящим телесным состоянием. В местах, где преобладает ислам, необходимо максимально закрывать одеждой тело.
Другие культурные различия, которые необходимо допускать, включают роль различных членов семьи, религию и религиозные обычаи, а также лидерство в обществе. В некоторых домах женщины ограничены кухней и гордятся тем, что играют свою роль в такой обстановке, в то время как в некоторых учреждениях женщинам рекомендуется стремиться к лидерству и заниматься тем, что считается «мужскими сферами».
Важность признания культурного релятивизма
Признавая культурный релятивизм, человек признает, что его или ее культура формирует то, что считается красивым или нет, смешным или отвратительным, хорошим или плохим, со вкусом или безвкусным. Понимание культурного релятивизма позволяет человеку избежать бессознательной связи своей культуры, которая искажает его восприятие и реакцию на мир. Это также помогает понять другую культуру.
Принятие культурного релятивизма
Несколько стран использовали культурный релятивизм как причину для ограничения прав во Всеобщей декларации прав человека. Некоторые режимы по всему миру, установленные революциями, такие как Китай и Куба, прямо отрицают необходимость политического плюрализма. Другая группа стран, например, некоторые исламские государства, придерживающиеся законов шариата, такие как Йемен и Иран, также отрицают необходимость политического плюрализма. Некоторые страны, такие как Малайзия и Колумбия, предоставляют особые права определенным группам людей.
Возможен ли культурный релятивизм?
Общество, которое считает, что нет абсолютного правильного или неправильного, теряет способность выносить какие-либо рациональные суждения.
Те, кто предпочитает быть другим или нетерпимым к идее релятивизма, не поддерживаются и не поощряются. Толерантность становится абсолютной «истиной» самой по себе, что противоречит всей концепции релятивизма. Хотя такие пороки, как контрабанда наркотиков, воровство и убийство, требуют морального осуждения, приверженцы концепции культурного релятивизма не могут прямо осуждать их как неправильные.
Релятивизм, в том числе культурный релятивизм, считается внутренне противоречивым и невозможным, поскольку он, отвергает идею универсального правильного и неправильного. Критики культурного релятивизма утверждают, что должны существовать некие неоспоримые абсолюты правильного и неправильного, несмотря на культуру общества. Истины и заблуждения не могут быть порождены какой-то одной конкретной группой людей, а происходят из чего-то более универсального и фундаментального.